Сайт создан на конструкторе asia.kz.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

Адрес редакции: г. Астана, ул. Сейфуллина, 1, НП-1, тел.: 8 702 411 38 28

Объявление от Asia.kz:
Array

Салон красоты тараз

 
 
Объявление

Предлагаем Вам разместить рекламную информацию в научно-популярной газете

«Медицина для Вас».

Индивидуальный подход к каждому рекламодателю!

 
Реклама:
 
 
 

Методика логопедической работы при дизартрии и анартрии. Основные принципы логопедической работы

– Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребенка. В то же время основным содержанием работы является формирование фонетико-фонематической системы, в то время как коррекция и развитие других психических процессов имеют прикладное значение.

– Формирование фонетико-фонематической системы должно быть органично связано с развитием всех компонентов речи. Нужно учесть, что произношение не является исключительно моторным актом, это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка.

Усилия логопеда всегда должны быть в первую очередь направлены на формирование и развитие лингвистических способностей ребенка  сначала в импрессивном плане, а затем в экспрессивном. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от его двигательных способностей.

– На протяжении всего курса логопедических занятий осуществляется формирование и развитие мотивации к совершенствованию звучания своей речи. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.

– Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. При нормальном развитии ребенок овладевает произношением, ориентируясь преимущественно на слуховое восприятие, именно оно является индикатором достижения конечного результата в артикуляционной функциональной системе. При дизартрии роль слухового контроля возрастает, так как вследствие нарушений тонуса артикуляционной мускулатуры в оральной области происходит индивидуализированная компенсация двигательной недостаточности. При этом ребенок должен ориентироваться на конечный результат – воспроизводимый акустический эффект. В связи с этим необходимо развивать слуховое восприятие и формировать осознанную направленность на достижение необходимого акустического эффекта у детей с дизартрией.

– Необходимо формировать заново фонетическую систему, начиная с просодических компонентов. Формирование артикуляции осуществляется как формирование функциональной системы. Главной особенностью функциональных систем является их направленность на конечный результат.

– При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это – иерархически организованный навык. В связи с этим необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в последовательности прохождения воздушной среды. Принципиальным отличием логопедической постановки звуков от постановки звуков в сурдопедагогике является опора на слуховое восприятие. Нужно обращать внимание ребенка на особенности звучания обычного ротового выдоха при разной конфигурации ротового отверстия, на особенности звучания при различной подаче голоса, особенности звучания при различных изменениях конфигурации артикуляционного аппарата.

 

Направление логопедической работы по формированию произношения

 

В логопедической работе по устранению дизартрии можно выделить следующие разделы:

– Развитие фонематической системы речи, результатом которого должно стать создание адекватных представлений о звучании собственной речи.

– Формирование навыков управления мышцами оральной области, в результате которого достигается произвольный контроль за «подкорковыми» функциями – глотанием слюны, удержанием рта закрытым вне еды и речи, подавлением нежелательных рефлексов и гиперкинезов.

– Воспитание навыков управления.

– Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей, в результате – образование свободного происхождения голосодыхательной струи в передние отделы речевого аппарата дыханием, позволяющим произносить речевой материал различного объема на выдохе.

– Формирование просодических компонентов речи, позволяющих успешно имитировать звучание различных речевых фрагментов с заданным темпом, ритмом, интонацией.

– Управление формированием артикуляционного праксиса, результатом которого должно стать правильное произношение.

– Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи, в результате – формирование  правильных коммуникативных произносительных навыков.

 

Формирование навыков управления мышцами оральной области включает:

– меры по преодолению саливации;

– затормаживание нередуцированных оральных и тонических рефлексов;

– регуляцию выталкивающих рефлексов;

– обучение регуляции тонуса мышц;

– снижение зависимости от гиперкинезов;

– развитие силы и координации артикуляторных движений.

 

Логопедический массаж при дизартрии

 

Логопедический массаж при дизартрии начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции во рту ребенка.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

– от середины лба к вискам;

– от бровей к волосистой части головы;

– от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

– от корня носа к височной области;

– от угла рта к козелку ушной раковины;

– от середины подбородка к мочке уха;

– от передней шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз;

– язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. Может быть использован точный вибрационный массаж.

 

Артикуляционная гимнастика

 

– Открывания и закрывания рта:

– округление губ в положение широкой воронки;

– вибрирование губ;

– укладывание губ в трубочку и растягивание их в улыбку;

– сдвигание уголков губ по горизонтали;

– поднимание верхней губы с обнажением десны;

– опускание нижней губы с обнажением десны;

– собирание верхней губы в «хоботок»;

– собирание нижней губы.

 

Упражнения для развития подвижности языка

 

– Высовывания языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении.

– Укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу.

– Прижимание кончика языка ко дну рта.

– Сдвигание кончика языка вглубь.

– Поднимание кончика языка.

– Сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания боковых его краев.

По подражанию ребенку предлагают выполнить движения дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.

 

Д.О. Жунусова, логопед,

ГКП на ПХВ «Городская

поликлиника № 1»

акимата г. Астана

 

 
 
 
Пожаловаться на сайт